Книги Публикации Критика Интервью Биография Библиография События Фото Индекс |
Часть IIIСЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПОЭТА
Глава XVII. ВВЕДЕНЬЕ В ЗИМУ
Приветствую тебя, декабрь-годопроводец, славянский
месяц студень. Приветствую тебя, месяц,
на 13-е число которого приходятся именины
людей, названных в честь Андрея Первозванного
— первого из апостолов, пришедшего к Христу
по слову Иоанна Предтечи, и первым из святых
посетившим землю Великой страны, названной
потом Русью, Россией.
Приветствую тебя, время введенских и Никольских
морозов. Дай Бог, чтобы на скованную
ими коросту земли вовремя выпали «белые
снеги, а по-русски — снега», — символ коренной
российской зимы, а заодно и символ всей
поэзии российской.
День убыл до крайности и начнет набирать
силу только после солнцеворота — 22 декабря,
совпадающего с днем зачатия праведною Анною
Пресвятой Богородицы.
А на самое начало зимы, когда мы только-
только вступили в последний многодневный Рож-
дественский — он же Филиппов — пост, приходится
время двунадесятого церковного праздника
Введения во храм Пресвятой Богородицы. 4
декабря наступает день, когда «Дева является и
Христа всем предвозвещает».
Святые родители Пресвятой Девы — Иоаким
и Анна — долго молились Богу, чтобы он даровал
им дитя, обещая посвятить его на служение
Господу. Поэтому, после исполнения Богоотро-
ковице Марии трех лет, Иоаким и Анна торжественно
привели ее в Иерусалимский храм.
На церковном пороге Деву Марию встречал
первосвященник Захария. На его глазах произошло
чудо — трехлетняя девочка, сама, без посторонней
помощи поднялась на высокие храмовые
ступени, недоступные для простого ребенка.
Изумленный Захария ввел Марию во Святое святых
— самое священное место храма, куда он
сам мог заходить лишь один раз в год. Готовясь
к исполнению своего великого Служения, Пресвятая
Дева пробыла в Иерусалимском храме
до двенадцатилетнего возраста...
Глубокий богословский смысл праздника в
том, что в благолепный храм — славу Иерусалима,
про который люди говорили, что только в
нем человек может соприкоснуться с Богом, была
введена будущая Мать Иисуса Христа, и отныне
храмом становится человек, а не камни и не алтари. Человек, его душа — вот священный Божественный
центр мира, вот его «Святое святых».
Примечательно, что уже с праздника Введения
на богослужениях начинают петь некоторые
рождественские песнопения, знаменуя тем
самым грядущее явление в мир самого Христа
Спасителя.
В нашей земле поступок родителей Марии
церковь ставит в пример всем верующим, указывая,
что истинные христиане должны воспитывать
в своих детях любовь к Всевышнему с
самого раннего детства, а простой народ, несмотря
на пост, радостно отмечает четвертое декабря.
Недаром ведь на Руси была сложена поговорка:
«Зима за морозы — мужик за праздники
». В этот день открывались введенские ярмарки,
начинались зимние катания на санях и подледный
лов рыбы, так как устанавливался надежный
ледяной покров, согласно примете: «Введение
— воды ледение».
ДЕКАБРЬ
Уходят дымом в небо декабри —
Ровесники мои и обереги.
Гори, звезда высокая, гори,
Пока глаза не запорошат снеги.
Покуда глина не простыла вглубь
На две казной предписанных сажени,
Приветствую тебя, Декабрь-друг,
В последнем неоконченном сраженье:
Стихов и прозы, лазов и пути,
Где каждый шаг возможет стать судьбою.
Веди меня, Введение,
введи
В свой храм, захлопнув двери за собою.
Чтоб за порогом жизни суеты,
В лампадном свете — ангелами рея,
В морозных окнах чудились цветы,
Процветшие на Зимнего Андрея!
И чтоб дубов железная листва,
Опавшая покровом плащаницы,
Мостила путь к началу Рождества,
И выводила души из темницы!
Пусть в мельтешенье скоморошных дат
Незыблемо пребудет та, что свята
Пришедшим в журавлиный снегопад,
Когда метель по-птичьему крылата!
|