Книги Публикации Критика Интервью Биография Библиография События Фото Индекс |
Часть IIIСЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПОЭТА
Глава XI. УСПЕНЬЕ ЛЕТА
«Скоро осень, за окнами август...» — слова
этой задушевной песни почему-то неотступно
начинают звучать в сердце еще с середины месяца,
названного в честь римского императора
Октавиана, которому римский сенат преподнес
титул Августа, т.е. «возвеличенного Богами».
А у славян этот месяц назывался серпень,
потому что в эту пору жнут хлеб. «Что в августе
соберешь, с тем и зиму проведешь». Август —
золотой закат лета. Славен август двунадесятым
православным праздником, именуемым Преображение
Господне (19 августа) в честь чудесного
явления Преображенного во всей божественной
силе Христа трем его ученикам — Петру, Иакову
и Иоанну — на горе Фавор.
В конце своей земной жизни Христос открыл
своим ученикам, что ему надлежит пострадать
за людей, умереть на кресте и воскреснуть. Он
возвел троих апостолов на гору, лицо его просияло,
а одежды сделались ослепительно белыми.
Два пророка Ветхого Завета — Моисей и Илия
— явились и беседовали с ним, а из светлого
облака раздался голос Бога Отца: «Сей есть сын
мой возлюбленный...».
Жители Святой земли до сих пор рассказывают,
что ежегодно в ночь Преображения над вершиной
горы можно видеть светлое облако... Народное
название этого праздника — Второй, яблочный
Спас. Это был день торжественного освящения
плодов, а до Преображения есть яблоки
строго запрещалось. Чуть ранее, 14 августа, был
Спас Первый — медовый. С этого дня благословлялось
вкушение меда первого сбора и начинался
Успенский пост, заканчивающийся 28 августа праздником
Успения Пресвятой Богородицы. В этот
день уже нет поста. Скорбя по поводу кончины
Матери Божией, мы радуемся ее Воскресению и
Вознесению на небо, где уже не просто Девой
Марией, но царицей Небесной защищает она Святую
Русь, которую приняла под свой омофор.
После крестной смерти Христа Богородица около
15 лет жила в доме апостола Иоанна Богослова.
Ко времени ее преставления апостолы собрались
из разных стран в Иерусалим, где, по завещанию
самой Богоматери, тело ее было погребено
на горе Елеонской близ священного города.
Исстари любимый на Руси праздник назывался
очень поэтично. В церковных книгах Пресвятую Деву часто именовали Госпожою, отсюда и название
праздника — Госпожинки, или просто
Спожинки, что, в свою очередь, явно вытекает из
окончания жатвы хлебов ко дню Успения.
Но как бы не назывался этот праздник, светлая
память об очередном минувшем лете разлита
в прозрачном холодеющем воздухе. Начинаются
первые осенины. Грядет третий Спас —
ореховый (29 августа), а за ним и Симеон-летопроводец, но об этом уже позднее.
УСПЕНИЕ (28 августа)
И снова август — венценосный гость
В моем отдельно избранном районе —
Пришел в июле, опершись на трость
Кленовою, чтоб замереть в проеме
Открытых глаз, упершихся в черту
Успенья лета и успенья воли,
Познавших бесполезную.тщету
Возвыситься до той, что на Престоле
Средь Горних высей пребывает днесь...
Под омофором пурпура и злата
Желтеет отраженным светом лес
В молчании прощального заката.
До сентября дождливого успеть
Услышать неземного хора пенье,
Чтоб стала продолженьем жизни смерть,
Отмеченная праздником Успенья!
И прозревали вековую тьму
На Елеоне собранные гости:
Елабугу, Елань и Елатьму,
Российские укромные погосты.
Нам всем на них встречаться в скорбный час,
И каждому содеется по вере...
И осыпает жито третий Спас,
И зажигает свечи поздний клевер.
|