Андрей Шацков - ЛЕСТВИЦА В НЕБО - 2012 год, Москва, Издательство журнала "ЮНОСТЬ" ¦ Оглавление | ||||
Книги Публикации Критика Интервью Биография Библиография События Фото Индекс |
IV. СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПОЭТАСЕНТЯБРЬГлава 1427 сентября«...И ТВОЕ СОХРАНЯЯ КРЕСТОМ ТВОИМ ЖИТЕЛЬСТВО»(Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня)Сентябрь — девятый месяц в году, у римлян считался седьмым, отчего и получил свое название (septem). На Руси же его называли «рюинь» — от рёва осенних ветров и животных. Интересно, что в древнем отечестве нашем сентябрь некогда тоже считался седьмым месяцем по счету, но в 1342 году при Митрополите Феогносте было принято соборное решение начинать год с сентября, а не с марта. Вводя эту перемену, наша церковь подчеркивала неразрывную связь с греко-восточной церковью, которая установила праздновать Новолетие с 1 сентября, в память победы, одержанной римским императором Константином Великим над жестоким гонителем христиан — Максентием. Именно накануне этой битвы Константин увидел в полуденном небе сияющий крест с надписью «сим победиши» и, подняв над войсками новое знамя — лабарум (поперечина на покрытом золотом копье), победил врага, после чего принял христиан под своё покровительство. Исполненный благочестия, он просил свою мать — блаженную царицу Елену отправиться в святую землю и отыскать там крест Христов — величайшую святыню, которую по обычаю тех времён похоронили вместе с телами казнённых. Разрушив капище Венеры, построенное на холме, покрывавшем пещеру гроба Господня, Елена совместно с Иерусалимским Патриархом Макарием обнаружила три креста, которые по очереди прикладывали к находящейся при смерти женщине. Исцелена она была третьим крестом, который Патриарх воздвиг на обозрение ликующему народу. Произошло это событие 27 сентября 326 года. С тех пор это — двунадесятый церковный праздник, а крест стали выносить каждую Великую Пятницу на Голгофу для поклонения. Теперь крест стал величайшей святыней, горней славой, всепобеждающим духовным мечом, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями. На святой Руси, весьма далекой от греко-римской старины и схоластических изысканий древних философов, день Воздвиженья зачастую именовался «ставровым днём», что, однако, отнюдь не означало Ставровых именин (именинниками в этот день были Иваны, в честь Успения Иоанна Златоуста), а содержало в основе слово stauros — «крест». Вместе с тем слово «Воздвиженье» вполне естественно стало звучать как Вдвиженье, или Сдвиженье. По народным поговоркам, в этот день «кафтан с шубой сдвинулся, последний воз с поля, мошкара и гады к зиме прячутся, а холода надвинутся». Начинал поиски своего зимнего убежища и хозяин леса — леший, который, вволю начудив и наозоровав, окончательно проваливался под землю 17 октября — в день Ерофея Лешегона. Открывалась пора третьих осенин, начинался отлёт диких птиц. Установленным началом такого отлёта считался день Никиты-гуселёта (Гусепролёта), следующий за Воздвиженьем. Прозрачными становятся леса, пустыми поля. Отселе, говорили предки, воистину начинается осень. И хотя подвинулся белый свет, уступая место сумеркам, но гонит тьму Честной Животворящий Крест Божий. Скорбно и грозно высится он над осенними русскими равнинами, над честны.ми могилами павших на поле Куликовом, в сече, не уступающей битве Константина Великого. Слава! |
Книги ¦ Публикации ¦ Критика ¦ Интервью ¦ Биография ¦ Библиография ¦ События ¦ Фото ¦ Индекс | ||||
© А.В.Шацков, 2011
4 апреля 2011 г. |
|