Андрей Шацков - События ¦ Пресса | ||||
Книги Публикации Критика Интервью Биография Библиография События Фото Индекс |
Юбилей альманаха "День поэзии. XXI век"У ЛЮБИТЕЛЕЙ поэзии праздник. Пятый год подряд выходит в свет альманах "День поэзии. XXI век". Это литературно-художественное издание, появившееся в "оттепельном" 1956 году, прекратило свое существование в роковом 1991-м. Стране, оказавшейся по воле политиков на сломе бытия, было, как говорится, не до песен. Но интерес к поэтическому слову неистребим, и после длительного перерыва в 2006 году усилиями известного московского поэта Андрея Шацкова, при поддержке тогдашнего Министерства культуры России, альманах удалось возродить. Причем на некоммерческой основе: тираж "Дня поэзии" целиком рассылается в библиотеки, школы, литературные объединения. С каждым годом у "Дня поэзии" появляется все больше новых друзей. Юбилейный, пятый со дня своего второго рождения, выпуск альманаха - плод совместных усилий москвичей и петербуржцев. Вклад в издание альманаха внесли Общественный совет города Москвы, Ассоциация "Лермонтовское наследие", Литературный фонд "Дорога жизни" и питерский журнал "Нева". Первая презентация нового альманаха состоялась в Петербурге, теперь москвичи готовятся к ответной встрече, приуроченной к празднованию Всемирного дня поэзии - 21 марта. В альманахе, основу которого составляют московские поэты, немало стихотворений, посвященных Первопрестольной. Вселенная в окне - букварь для грамотея, читаю по складам и не хочу прочесть. Объятую зарей, дымами и метелью, как я люблю Москву, покуда время есть… - писала Белла Ахмадулина, чья поэтическая подборка украшает юбилейный "День поэзии". Стихи поэтов органично дополняют литературно-художественные очерки. Интересное эссе об Александре Блоке, чей портрет по праву украшает обложку этого альманаха, так как в минувшем году автору "Стихов о прекрасной даме" исполнилось бы 130 лет. Не остались без внимания составителей и другие круглые даты: 120-летие Бориса Пастернака, 100-летие Александра Твардовского, 100-летие "блокадной музы" Ольги Берггольц. Главными редакторами юбилейного издания стали сразу три известных литератора. Каждому из них мы задали по три вопроса: 1. В чем особенности "московской" и "петербургской" школ поэзии? 2. Чем юбилейный выпуск "Дня поэзии" отличается от предыдущих? 3. Почему в наш меркантильный век люди продолжают писать и читать стихи? Предлагаем читателям "Вечерней Москвы" их ответы. Андрей ШАЦКОВ (Москва):1. В противостоянии школ немалое значение имеют проблемы философского порядка. Общее над частным превалирует в московской школе, а частное как самоценность характерно для Питера. Существование и взаимообогащение "школ" радует и служит во благо поэзии. 2. В нем число авторов (260 человек) в полтора раза превышает их количество в предыдущем альманахе, напечатана "фотолетопись" возрождения альманаха, больше прозаического материала о юбилярах - "повелителях светлых словес". Впервые целенаправленно даны стихи 25 студентов Литературного института им. Горького. В общем, в большем объеме дан срез современной российской поэзии. 3. Век действительно меркантильный и агрессивный. Но потребность в истинно прекрасном осталась. Чтобы хоть как-то возродить социальную значимость поэзии, "чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла", ежегодно выходит альманах "День поэзии", знаковое издание для истинных ее знатоков и любителей. Сергей МНАЦАКАНЯН (Москва):1. Особенности петербургской школы - большая сдержанность, прозрачность белых ночей. У московской поэзии родовые черты выражены не так ясно, они в чем-то ярче и одновременно более склонны разрушать границы. Но это чисто условно. 2. Новый выпуск альманаха отличается от предыдущих тем, что над ним сообща работали поэты двух столиц - Москвы и Питера. Санкт-Петербург делегировал для работы одного из главных соредакторов, членов редколлегии. Книга выпущена в Северной столице. А московская часть, естественно, готовилась в Москве. 3. Люди не виноваты в своем пристрастии к поэзии. Это поэзия заставляет читать себя, записывать неожиданные строки, находит тайные струны в человеческой душе, которые отзываются на поэтические ритмы, на яркие и искренние слова стихов - как классиков, так и поэтов современных. Эти струны звучат в душе каждого, просто обычно их не умеют слушать. Этому надо учиться. Наталья ГРАНЦЕВА (Санкт-Петербург):1. На мой взгляд, питерская поэзия более жестко относится к технике версификации и требованиям литературного вкуса, менее требовательная в этом смысле московская получает по этой причине немалое преимущество - большую свободу. 2. В нем "больше поэтов, хороших и разных". 3. Одни люди продолжают писать стихи потому, что Бог одарил их талантом и им есть что сказать. Другие люди продолжают читать стихи, потому что одарены потребностью духовного взаимодействия. Эта сфера просто неподвластна меркантилизму.
|
Книги ¦ Публикации ¦ Критика ¦ Интервью ¦ Биография ¦ Библиография ¦ События ¦ Фото ¦ Индекс | ||||
© А.В.Шацков, 2011
14 июня 2011 г. |
|