Персональная страница Андрея Шацкова
Андрей Шацков - События  ¦  Пресса

назад В начало дальше
Книги
Публикации
Критика
Интервью
Биография
Библиография
События
Фото
Индекс
Альманах День Поэзии 2010

Юбилей альманаха "День поэзии. XXI век"

У ЛЮБИТЕЛЕЙ поэзии праздник. Пятый год подряд выходит в свет альманах "День поэзии. XXI век". Это литературно-художественное издание, появившееся в "оттепельном" 1956 году, прекратило свое существование в роковом 1991-м. Стране, оказавшейся по воле политиков на сломе бытия, было, как говорится, не до песен. Но интерес к поэтическому слову неистребим, и после длительного перерыва в 2006 году усилиями известного московского поэта Андрея Шацкова, при поддержке тогдашнего Министерства культуры России, альманах удалось возродить. Причем на некоммерческой основе: тираж "Дня поэзии" целиком рассылается в библиотеки, школы, литературные объединения.

С каждым годом у "Дня поэзии" появляется все больше новых друзей. Юбилейный, пятый со дня своего второго рождения, выпуск альманаха - плод совместных усилий москвичей и петербуржцев. Вклад в издание альманаха внесли Общественный совет города Москвы, Ассоциация "Лермонтовское наследие", Литературный фонд "Дорога жизни" и питерский журнал "Нева". Первая презентация нового альманаха состоялась в Петербурге, теперь москвичи готовятся к ответной встрече, приуроченной к празднованию Всемирного дня поэзии - 21 марта.

В альманахе, основу которого составляют московские поэты, немало стихотворений, посвященных Первопрестольной.

Вселенная в окне - букварь для грамотея, читаю по складам и не хочу прочесть. Объятую зарей, дымами и метелью, как я люблю Москву, покуда время есть… - писала Белла Ахмадулина, чья поэтическая подборка украшает юбилейный "День поэзии".

Стихи поэтов органично дополняют литературно-художественные очерки. Интересное эссе об Александре Блоке, чей портрет по праву украшает обложку этого альманаха, так как в минувшем году автору "Стихов о прекрасной даме" исполнилось бы 130 лет. Не остались без внимания составителей и другие круглые даты: 120-летие Бориса Пастернака, 100-летие Александра Твардовского, 100-летие "блокадной музы" Ольги Берггольц.

Главными редакторами юбилейного издания стали сразу три известных литератора. Каждому из них мы задали по три вопроса:

1. В чем особенности "московской" и "петербургской" школ поэзии?

2. Чем юбилейный выпуск "Дня поэзии" отличается от предыдущих?

3. Почему в наш меркантильный век люди продолжают писать и читать стихи?

Предлагаем читателям "Вечерней Москвы" их ответы.

Андрей Шацков

Андрей ШАЦКОВ (Москва):

1. В противостоянии школ немалое значение имеют проблемы философского порядка. Общее над частным превалирует в московской школе, а частное как самоценность характерно для Питера. Существование и взаимообогащение "школ" радует и служит во благо поэзии.

2. В нем число авторов (260 человек) в полтора раза превышает их количество в предыдущем альманахе, напечатана "фотолетопись" возрождения альманаха, больше прозаического материала о юбилярах - "повелителях светлых словес". Впервые целенаправленно даны стихи 25 студентов Литературного института им. Горького. В общем, в большем объеме дан срез современной российской поэзии.

3. Век действительно меркантильный и агрессивный. Но потребность в истинно прекрасном осталась. Чтобы хоть как-то возродить социальную значимость поэзии, "чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла", ежегодно выходит альманах "День поэзии", знаковое издание для истинных ее знатоков и любителей.

Сергей Мнацаканян

Сергей МНАЦАКАНЯН (Москва):

1. Особенности петербургской школы - большая сдержанность, прозрачность белых ночей. У московской поэзии родовые черты выражены не так ясно, они в чем-то ярче и одновременно более склонны разрушать границы. Но это чисто условно.

2. Новый выпуск альманаха отличается от предыдущих тем, что над ним сообща работали поэты двух столиц - Москвы и Питера.

Санкт-Петербург делегировал для работы одного из главных соредакторов, членов редколлегии. Книга выпущена в Северной столице. А московская часть, естественно, готовилась в Москве.

3. Люди не виноваты в своем пристрастии к поэзии. Это поэзия заставляет читать себя, записывать неожиданные строки, находит тайные струны в человеческой душе, которые отзываются на поэтические ритмы, на яркие и искренние слова стихов - как классиков, так и поэтов современных. Эти струны звучат в душе каждого, просто обычно их не умеют слушать. Этому надо учиться.

Наталья Гранцева

Наталья ГРАНЦЕВА (Санкт-Петербург):

1. На мой взгляд, питерская поэзия более жестко относится к технике версификации и требованиям литературного вкуса, менее требовательная в этом смысле московская получает по этой причине немалое преимущество - большую свободу.

2. В нем "больше поэтов, хороших и разных".

3. Одни люди продолжают писать стихи потому, что Бог одарил их талантом и им есть что сказать. Другие люди продолжают читать стихи, потому что одарены потребностью духовного взаимодействия. Эта сфера просто неподвластна меркантилизму.


Автор: Игорь ЛОГВИНОВ
Вечерняя Москва №17 (25532) от 02.02.2011

Книги ¦ Публикации ¦ Критика ¦ Интервью ¦ Биография ¦ Библиография ¦ События ¦ Фото ¦ Индекс

назад В начало дальше
© А.В.Шацков, 2011
14 июня 2011 г.











Используются технологии uCoz